С Алтая по Алтаю. Часть 4. От Черги до Чике-Тамана.



И снова здравствуйте! Ну продолжаем отчет,и в прошлой части я закончил на том,как я остановился на одной из турбаз с.Черга.Я за день умотался,поэтому после бани,посидев вечером на свежем воздухе лег спать. Уснул быстро. Номер,вернее домик,который мне предоставили,был довольно добротным.В нем было 4 кровати,стол,холодильник и печь.Зимой здесь тоже можно останавливаться:





Турбаза самая простая.Названия у нее,как помню,не было.Только табличка Отдых.Баня и номер телефона с адресом.Здесь все просто-несколько домиков,баня.Цена символическая-400р в сутки.Баня 500р в час.





А это дом,где живет персонал базы.Здесь раньше,видимо,был просто дом.А сейчас сделали турбазу:



Я позавтракал и решил выезжать.Поблагодарил человека за ночлег и двинулся в путь:



В Черге есть Мария-Ра.Я остановился взять воды и еды.Это все в центре села:



Улиц здесь несколько.Это мемориал Победы:



центральная улица асфальтирована.В Черге можно свернуть по направлению сел Барагаш,Ильинка и на Усть-Кан



Я выехал на Чуйский тракт и рванул дальше.Дорога идеальна:



Стоит отметить,что придорожный сервис по Чуйскому тракту развит неплохо-часто встречаются закусочные,кафе:



Следующей остановкой было село Мыюта:



Село существует с 1847 г. как миссионерский центр, открытый архимандритом Макарием Глухаревым. Еще раньше, в 1834 г., отец Макарий сюда отправил на жительство крещеных телеутов из с. Бачат Кемеровской области и с. Сарасы Алтайского района. Кроме них жили еще 8 телеутских семейств.
По описаниям В.В. Радлова, "телеуты живут в бревенчатых юртах. В 1839 г. здесь был построен молельный дом. В 1845 г. сюда был прислан монах Акакий и построена церковь. Село более чем в 60 дворов". Мыюта явилась первым селом на Чуйском торговом пути, где в 1850 г. при миссионере Стефане Ландышеве была открыта миссионерская начальная школа. Затем в 1856 г. было построено специальное здание для школы.
Это церковь.Недавно построили.





Меня так же интересовало одно место в этом селе. Это место,где в 30-х годах прошлого века стояла женская "командировка",где работали женщины-заключенные на строительстве Чуйского тракта.Говорили,что это место располагалось,где сейчас заброшенная ферма.Я решил доехать до этого места:



Местные жители ничего не могут сказать-много времени прошло,да и может быть не хотят говорить.Немного погодя я увидел эту ферму:





Все заброшено.Никого нет.Да и неудивительно-само село тоже полузаброшено,несмотря на дорогу.Заняться там просто нечем.Я походил в окресностях этой фермы,но ничего не нашел,чтобы хоть что напоминало на остатки лагеря:







Это река Сема:



Решил ехать дальше. В Мыюте многие дома примерно в таком состоянии:



Надежды на развитие здесь нет:



Я выехал на тракт и двинулся дальше.Впереди было село Шебалино-районный центр Шебалинского района:



Село вытянулось на 6 км вдоль Чуйского тракта, широко раскинулось на обеих берегах реки Сема и ее притоков (Гордуба, Седлушка, Покатайка, Шебелик). В селе живет около 5000 тыс. жителей.
В селе находятся четыре АЗС, СТО, банкомат, телеграф. Сотовая связь представлена операторами Ростелеком, МТС, Билайн, Мегафон.





В Шебалино можно ехать по "верхней " и "нижней" дороге.Я сначала поехал по верхней-решил заправиться,благо с АЗС проблем не было:



Далее заехал в центр села-нужно было мне найти магазин,где продаются полотенца.Собирался в дорогу собирался,а вот полотенце взять было не судьба.Нашел магазин,купил.



В Шебалино хотел посетить дом-музей А.Попова.По скудной информации,которую я получил,в музее можно увидеть,как на Алтае развивалось мараловодство.Купец Попов был основоположником этого дела. Однако было воскресенье и музей был закрыт.Ладно,забегу еще поди,посмотрю.

Едем дальше.Как же я люблю дорогу!



Промелькнуло село Кумалыр:



А затем и Топучая:



После Топучей стал ощущать что автомобиль стал ехать "потяжелее",несмотря на то что лошадиных сил ему хватает.Это означает что впереди у нас перевал СЕМИНСКИЙ:



Подъем на перевал был около 9 км.Вскоре поднялся на его вершину,и решил остановиться.





Семинский перевал (1717 м) — один из самых высоких перевалов Чуйского тракта, находящийся на его 583 километре. Во многих источниках (путеводителях, сайтах) ошибочно указывается, что Семинский — самый высшая точка Чуйского тракта, но это не так. Например, село Ташанта находится на высоте 2100 м над уровнем моря, а самым высоким перевалом трассы М-52 является все-таки перевал Дурбэт-Даба (2481 м) на границе с Монголией

На перевале отмечается скудная растительность а смешанный лес сменяется кедрачем.Так же дул ветер,и заметно,что снег в мае здесь бывает часто:



А вот и стелла, установленная здесь в 1956 году в честь 200-летия добровольного присоединения Алтая к России:



Походил,пофотал окрестности:









Здесь я перекусил.Тут много разных лавочек-от сувениров,одежды из Монголии до кафешек:





Отдохнув,я двигался дальше,и следующей остановкой отметил село Каракол. Там располагается природный парк Уч Энмек,посвященной Каракольской долине:



Каракольский природный парк Уч-Энмек представляет собой особо охраняемую территорию в Онгудайском районе. Он был создан в 2001 году постановлением Правительства Республики Алтай. В парке множество культурно-исторических памятников разных времен и священных для алтайцев мест. В 2011 году произошло расширение парка — к нему был присоединен ранее автономный парк "Аргут", расположенный в 90 км к югу от районного центра Онгудай.

Свое название парк получил благодаря священной горе Уч-Энмек. В переводе с алтайского "уч" означает "три", а "энмек" — вершина: гора Уч-Энмек имеет три вершины, самая высокая из которых достигает высоты 2821 м.

Кластерный участок "Уч-Энмек" расположен на северном склоне Теректинского хребта. Площадь парка составляет 60551 га, вся его территория разделена на три функциональные зоны: заповедную, охватывающую скальный массив горы Уч-Энмек, здесь запрещена всякая деятельность; особо охраняемую, охватывающую водораздельную часть Теректинского хребта в пределах высокогорной зоны, здесь разрешено строго регулируемое посещение, а также пастьба скота; рекреационную, где допускается ведение регулируемой экскурсионно-туристической деятельности и традиционного хозяйствования с соблюдением режима охраны парка.

Парк создан с целью сохранения памятников природного и историко-культурного наследия коренного населения Горного Алтая. С его помощью сохраняется традиционно сложившаяся самобытная культура населения, представляющая уникальный природно-этнокультурный комплекс, развивается духовно-экологический, научный и оздоровительный туризм, основанный на этно-экологических традициях алтайцев и старообрядцев

Я доехал до визит-центра Уч-Энмек:



Здесь есть гостинница,аилы.





Я встретил человека,который подсказал мне,куда можно сходить посмотреть парк. Ходил я долго,много разных видов и панорам удалось заснять:













Красоты вокруг! Никогда не перестану восхищаться Алтаем!

Ну пора двигаться дальше! Остановиться я решил в Онгудае.Современный Онгудай - административный и культурный центр района, с численностью населения около 5500 человек. В селе имеются библиотека, стадион, центр детского творчества, детско-юношеская спортивная школа, магазины, кафе, АЗС. В Онгудае работает филиал Сбербанка РФ. Действует Свято-Троицкий храм.

Нужно было купить воды. Отмечу,что во время остановок,посещения разных мест,природных объектов постоянно хочется пить.Стоит жара.Вода уходит из организма очень быстро.
Задерживаться в Онгудае мне не хотелось,поэтому я двигался дальше,есть пара фоток Онгудая:





После Онгудая предстояла остановка на еще одном перевале- Это ЧИКЕ-ТАМАН. Движемся к нему:



Буквально за несколько километров путь мне преградил дорожный рабочий! Здесь проводились дорожные работы,и проезд организовывался реверсивно. Мы все стоим,ждем.





А вот и подъем на перевал:



Я решил,что сначала поднимусь на вершину перевала,осмотрюсь,а затем спущусь и проеду по "старому" Чике-Таману. На вершине перевала смотровую площадку тоже ремонтировали:





Мне открывались шикарные виды с перевала:









Однозначно,перевал красив,езда по нему захватывает! Но я решил проехать по "старому" перевалу. Он проходит немного в стороне от "нового" перевала.Я там не проезжал еще,поэтому надо посмотреть,что там за дорога,в каком состоянии,да и просто полюбоваться видами:



Отмечу,что проехать можно на любом авто,но надо быть внимательнее-колейность довольно большая,есть риск что-нибудь оторвать у машины



"Старая" дорога довольно хорошо сохранилась,хотя "новую"построили только в 80-х годах. Серпантины завораживают:





Дорога довольно узкая.если будет встречный-не разъехаться:



А вот здесь довольно удобно разъехаться,видимо часто останавливались раньше. Виды-огонь:





Уезжать мне не хотелось! Любовался панорамами,дорогой,природой!







На некоторых отрезках дороги довольно узко,иногда ветки били прямо по лицу:





Спортик упорно ехал,оставалось немного до вершины "старого" Чике-Тамана:



Ииии...Я на вершине "старого" перевала!



На вершине перевала открывались не менее красивые панорамы,видно,где "старая" и "новая" трасса:





Дорога ошибок не прощает!



Далее я вернулся на "новую" дорогу,и поехал дальше.После Чике-Тамана я подъезжал к селу Купчегень,путь мой иногда преграждали коровы:





Я ехал все дальше и дальше! Впереди еще много интересного! Всем пока! Увидемся на дорогах!
Такое чувство, что на Чике-Тамане все время идет ремонт)
Да это лишь так кажется,Наташ! перевал ,когда я ехал обратно,уже был полностью отремонтирован!
всё ничего, только слишком длинный пост)