С Алтая по Алтаю. Часть 5. Чике-Таман - Калбак-Таш




Салют, друзья! Продолжаем путешествие по главной дорожной артерии Республики Алтай- Чуйскому тракту, и в предыдущей части мы закончили осмотр перевала Чике-Таман, у и собственно, двигаемся дальше. Периодически посматривал на время-Скоро вечер, а там и нужно и о ночлеге думать.

Проехал село Купчегень:



Село является административным центром Купчегенского сельского поселения, куда также входит село Большой Яломан. Очень красиво становится в этих местах во время цветения маральника: село окружено горами, которые покрываются розовыми красками цветущей "алтайской сакуры"



Проехав немного после Купчегеня, я увидел кордон Кур-Кечу. Насколько я знаю, на этой турбазе собираются рафтеры, сплавщики для сплавов в районе Ильгуменского порога. Сама база располагается в достаточно красивом урочище Кур-Кечу, в чем,собственно,я убедился:





Постепенно над трактом стали возвышаться скалы,и я понял,что скоро мне откроются взору бомы и катунские терассы:







Тут подъехал и остановился у Песчанных Бомов. Склон горы почти вертикально срезан и представляет собой спрессованный песок. Под действием ветра и осадков, скала постепенно разрушается и на срезе обнажаются камни. Некоторое время они торчат из скалы, а затем ссыпаются к дороге.





Тракт петляет средь скал,поражая меня своими красотами и высотами. Я заезжал в село Малый Яломан:





Село расположено в очень живописном месте: здесь Катунь поворачивает свое русло почти на 90°. Хотелось закричать от открывшихся панорам:



Само село маленькое.Говорят,здесь очень хорошо цветут яблони.Надо съездить осенью-проверить!





Следующей остановкой было село ИНЯ:



Село Иня находится в месте впадения реки Иня в Катунь, на 703 км Чуйского тракта. Село Иня возникло как перевалочный пункт, необходимое место передышки для торговых людей, везущих товары в Монголию и Китай, а также для исследователей Алтая.
За мостом слева от дороги вас встречает памятник Ленину на необычном спиральном постаменте. Вот наверное и все, что замечают автотуристы, проезжая через село Иня. А вы попробуйте представить какая здесь кипела жизнь в начале 20-го века, когда Усть-Иня (так раньше называлось село) была станцией, где меняли лошадей, для продолжения дальней дороги, а в 30-х годах прошлого столетия, через село проходили колонны машин, отдыхали шофера, как в Тальменке, импортные товары из Монголии складировались и проходили экспертизу на автобазе "Союзтранс", а в клубе звучал духовой оркестр и под потолком крутились циркачи-гастролеры! 30-е годы — расцвет села Иня!





Здесь мы увидим еще один памятник истории Чуйского тракта. Это Ининский (Цаплинский) мост.



Старый подвесной Ининский мост - это одна из страниц в истории Чуйского тракта. Когда в 1922 г. Чуйский тракт был объявлен трактом государственного значения и через 6 лет сюда пришли колонны машин для регулярной поставки грузов в Монголию, появилась необходимость в более безопасной переправе через Катунь. Раньше в районе села Иня была паромная переправа, которая сильно зависела от паводков и погодных условий. Ининский подвесной мост является первым в мире двухцепным мостом подобной конструкции. Он был спроектирован Сергеем Афанасьевичем Цаплиным, выпускником Ленинградского института инженеров путей сообщения.

Уникальный подвесной мост является памятником строительства сталинской эпохи. Строили мост 3000 заключенных 7 отделения Сиблага. После окончания работ заключенным обещалась амнистия, поэтому мост еще назывался "дембельским". Часть заключенных после окончания строительства действительно получила амнистию. На пути по Чуйскому тракту одна машина с амнистированными упала с обрыва. Погибло 27 человек...





Да, действительно,на тот период это было уникальное сооружение, а сейчас история.

Само село Иня уже не такое густонаселенное,как в далеких 30-х годах. Все запустело,много брошенных домов:





За селом Иня, справа от дороги можно видеть ограду с тремя стелами — это древний культовый комплекс эпохи бронзы (III-II тысячелетии до н.э.). Высота самой крупной стелы — больше 4 метров (не врытой). Стелы были обнаружены новосибирским археологом В.Д. Кубаревым и представляли на момент находки ограждение древнетюркского поминального комплекса. Археологи подняли и установили стелы в предполагаемом изначальном месте комплекса. Справа от комплекса (если стоять спиной к трассе) и немного в отдалении находится большой каменный курган. С восточной стороны кургана когда-то стояла четвертая стела с зооморфным лицом. Кусок изображения личины отбили и он хранится сейчас в Горно-Алтайском музее им. Анохина.





Вскоре я подъехал к очередному природной достопримечательности одной из самых красивых трасс мира-Это место слияния рек Чуи и Катуни!



Это прекрасное место доступно для путешественников любого возраста. Смотровая площадка расположена в нескольких метрах от Чуйского тракта. Она находится на широкой Катунской террасе, высотой примерно с девятиэтажный дом. Рядом с дорогой стоит беседка, в которой часто продают сувениры, а дальше идут длинные тропинки в разные стороны к краям скального выступа



"Сцена", на которой разворачивается действие — слияния двух рек Алтай Чуи и Катуни, просто грандиозна! Прямо перед глазами — небывалый простор долины Катуни, которая зигзагом выходит прямо на зрителя. Мы видим ступени прибрежных террас, спускающихся к реке. Слева приходит Чуя, которая несет на встречу Катуни мутные воды с ледников. Мы видим береговой мыс напротив смотровой площадки, где два потока, сталкиваясь, идут сначала "рука об руку" и постепенно перемешиваются. Широкая "сцена" обрамлена горами. На эту прекрасную картину зритель смотрит с высоты птичьего полета. Дух захватывает! Выложу фотку ранних альбомов, а то не видно из-за мути рек.Нужно осенью сюда приезжать!



А это виды вокруг!





Стоял и смотрел на эту красоту я долго..Вечерело. Надо уже двигаться дальше,искать ночлег. В следующей части мы посмотрим Петроглифы Калбак-Таш, Белый Бом ну и много чего еще. Ну а пока все на сегодня! Удачи всем!
Да,тут уже высокие горы, панорамы,особенно после Акташа!
Два раза проезжал это место. Ни разу не остановился. )
Надо будет все же как-нибудь отметиться.
Я и сам проезжал,только вот в качестве перегона,все времени не хватало остановиться! А теперь-потихоньку, не спеша!