С Алтая по Алтаю. Часть 6. От Калбак-Таша до Белого Бома.



Здравия вам,читатели! В прошлой части мы с вами осмотрели место слияния Чуи и Катуни. Пришла пора двигаться дальше. Хочется отметить,что средняя скорость по Чуйскому тракту у меня была... 68 км/час! Это связано с частыми остановками,фотосессиями,осмотрами всего,что,на мой взгляд,интересно. Да и в путешествиях не принято спешить,так я и ездил в прошлом году по Малому Кольцу Алтая.

Заехал по дороге в кафе национальной алтайской кухни Чуй-Оозы. Я не разу не останавливался здесь,все мимо проезжал, да и,говорят,что эту кафешку часто закрывали за антисанитарное состояние и просроченную еду.Об этом говорили на нашем местном телевидении. Однако,думаю,заеду-просто посмотрю. На вид снаружи-вроде ничего:



Здесь также есть гостиница:



Внутри кафе оказалось довольно уютно:





Названия национальных блюд довольно сложно выговорить:



Однако встречаются и знакомые блюда:



Я заказал чаю,лагман. Алтайские блюда я не пробовал-не хотелось,по вкусу они на любителя.
Цены довольно гуманны.

После я вышел на территорию посмотреть.Все довольно мило и культурно:







Красивые скульптуры получились:



Ну отдохнули,пора дальше двигаться



Немного погодя я увидел указатель на уникальный петроглифический комплекс Калбак-Таш :



Это очередная достопримечательность Чуйского тракта,так что остановимся поподробнее об этом месте:
Петроглифы «Калбак-таш».Уникальный археологический памятник республики Алтай».Здесь расположены следующие объекты:
1. Святилище богини Умай-Эне. 2. Священные быки. 3. Рунические надписи. 4. Святилище небесного козерога. 5. Терраса — пано Воина-Мага, древние солнечные часы. 6. Жертвенник — Алтарь смерти. 7. Карта звездного неба.

До начала XX века памятник оставался незамеченным, так как старая дорога проходила выше современной части Чуйского тракта, а скалы с петроглифами оставались ниже у отвесных скал реки Чуи. Памятник был открыт лишь в 1912 году художниками Д. И. Кузнецовым и Г. И. Гуркиным, которые частично описали его и сделали первые зарисовки петроглифов, что положило начало изучению древних изобразительных памятников Алтая. Серьезное же научное описание петроглифов урочища началось только в 80-х гг. XX века. Исследования проводились Е. А. Окладниковой и В. Д. Кубаревым, которые описали и скопировали большую часть петроглифов.

Сейчас комплекс насчитывает около 5 тысяч наскальных рисунков разных эпох: поздний неолит-энеолит (конец V-IV тыс. до н.э.), эпоха энеолита-бронзы (III- начало I тыс. до н.э.), скифское время (VIII—II вв. до н.э.), гунно-сарматское время (II в. до н.э.-V в. н.э.), тюркская эпоха (VI-X вв. н.э.).

Меня встретил пожилой мужчина и парень.Я спросил,как и где можно осмотреть петроглифы.Мне сказали,что это будет стоить 150р.Я согласился.

В этом доме обитают экскурсоводы.Их задача-экскурсии,охрана природного объекта



Подниматься нужно вон на те скалы:



Мы с парнем поднялись наверх.Надо сказать,что без них на природный объект не попасть-все охраняется. Мне он сказал,что были случаи,когда рисунки портили уже в наше время.

Мы начали осмотр объекта.Парень(звали его по-моему Стас),рассказывал,что изображено на камнях,какое толкование рисунка.Все было довольно интересно:





На плитах скальной возвышенности выбиты тысячи рисунков фигур животных, людей, сцен охоты. На большей части петроглифов эпохи неолита представлены крупные фигуры оленей и козлов. Самая многочисленная группа рисунков относится к эпохе энеолита-бронзы; сюда относятся стилизованные изображения женщин (часто рядом со зверем), колесниц, вьючных быков, погонщиков и воинов, фантастических хищников и домашних животных. Петроглифы скифского времени представлены сценами охоты на оленей, многочисленными животными — маралами, козлами, кошачьими хищниками, волками-собаками. На петроглифах древнетюркской эпохи изображены сцены охоты, изображения диких быков и медведей.











Я ходил,глазел,слушал рассказ Стаса о толкованиях петроглифов! Сложно поверить,что этим рисункам несколько тысяч лет!





С вершины комплекса открывается вот такая панорама:



Еще пару фото и мы спускаемся вниз





Поблагодарив Стаса,я двинулся дальше.Экскурсия однозначно понравилась! Кто будет проезжать мимо-загляните обязательно!



Промелькнула маленькая деревушка Иодро. Я заметил,что От Ини до Иодро тракт имеет много поворотов,подъемов и спусков. Ведь недаром раньше водители называли это место так- От Инюшки до Иодрошки- 333 велюшки! Согласен с этим



А вот и Белый Бом!



Уже вечер,и я решил здесь заночевать.Тут есть и турбаза,кафе,гостиница. А еще взору предстала моему скала Белый Бом:





Это кафе и гостиница Ак Боом. Я зашел туда поужинать:



Через дорогу виднелась турбаза:



Я сходил на турбазу договориться с местом для ночевки. Место нашлось. Домик за 550 рублей.Я согласился. Спортика я поставил неподалеку от домика. Сил ходить и гулять уже не оставалось. Я поужинал,отдохнул и завалился спать. Так закончился второй день моего славного путешествия по Чуйскому тракту. Выводы- Все клево! все замечательно! Природа-супер! Памятники, села,достопримечательности Горного Алтая поражают! Ну и немало удовольствия приносит и сама трасса-Чуйский тракт,ехать по которой-одно удовольствие.С этими мыслями я уснул.Завтра снова в дорогу! Как всегда,следите.Будет интересно! Всем пока! Увидемся на дорогах!
"От Инюшки до Иодрошки"
Заметила, что в горном Алтае распространено такое вот уменьшительно-ласкательное название деревень. На равнине никому бы и в голову не пришло назвать Иню Инюшкой)
Да, Наташ,это у нас водители такие поэты! дорога-это философия