Малое Золотое Кольцо Алтая. Часть 1. Бирюзовая Катунь,Айский Тракт,парк-отель Ая

Пришло время отчетам. Как я говорил ранее этим летом обязательно проеду по так называемому Малому Золотому Кольцу Алтая. На сегодня посетил около половины от запланируемого, приходиться выкраивать время, а его всегда не хватает, то дела дома текущие, то напряженный график на работе. Однако я успеваю заниматься любимым делом- ездить, смотреть,любоваться красивыми местами. Итак, поехали..

Первое на маршруте я решил посетить Бирюзовую Катунь. На ней начинается кольцо, на ней и закончится.

Бирюзовая Катунь» является одной из семи особых экономических зон туристско-рекреационного типа в России.Основана в 2003 году. Территория туристического района раскинулась на левом берегу реки Катунь. Здесь находятся многочисленные археологические объекты, уникальные Тавдинские пещеры. Относится к Алтайскому краю,Алтайскому району.Основным назначением комплекса «Бирюзовая Катунь» является развитие туризма на Алтае: спортивного, оздоровительного, экологического, культурно-познавательного.

Главная достопримечательность комплекса — искусственное озеро «Бирюзовая Катунь». Теплое озеро, обеспечивающее комфортное пребывание в воде, а также роскошные водные горки манят сотни туристов.

Существует два основных пути подъезда к озеру.Первый путь-это по Айскому тракту,со стороны с.Ая. Дорога полностью асфальтирована,можно проехать на любом авто, по дороге,на въезде на территорию Бирюзовой катуни будет КПП для авто-проезд для авто днем - 100р..вечером, с 22.00-бесплатно.
Второй путь- это со стороны Республики Алтай,по Чуйскому тракту,в районе Аржан Суу, будет поворот на металлический мост.Проезд платный-то же 100р.пешеходы не платят,само собой.

Я подъехать решил со стороны Чуйского тракта.Решил,что сделаю обзор на озеро,территорию,пещеры, а затем поеду на Айский тракт, а далее на Аю.

Первое,что предстало мне взору,это мост:

На мосту:

По территории комплекса можно ходить бесплатно. Там расположены различные сувенирные лавки, торговля копченым хариусом по цене не то 300 или 400р. за рыбку!, мороженое,напитки.

Само озеро огорожено по всему периметру,но входы имеются в изобилии-кассы повсюду,и вход на озеро,по состоянию на июль 2016 года стоит 250р взрослый,и 150 детский.И можно отдыхать,купаться.Пляж работает с утра до 20.00.Все доп.услуги(горки,катамараны,пузыри-все это оплачивается отдельно,разумеется.

Купаться я не большой любитель,поэтому я на пляж не пошел,ограничусь обзорными фото:

Вид на пляж:

Сама территория комплекса ухожена,заасфальтирована.:

Хан Алтай:

На Бирюзовой катуни расположено несколько турбаз,одна из них-усадьба Саржевских.Снаружи-довольно мило:

Возле озера так же достаточно различной инфраструктуры, вроде кабинок,туалета и даже медпункта:

Видны водные горки,одна из них строиться:

Когда я впервые приехал на Бирюзовую катунь(летом 2004г),всего этого не было,только озеро и кафе в виде корабля-парусника.

Гуляя по комплексу,я заметил что закапал дождь,однако он шел недолго,и я отправился дальше.В некоторых местах идет стройка,некоторые объекты брошены или продаются:

Далее я отправился на довольно известную достопримечательность-это Тавдинские пещеры. Я там однажды был,но это было давно. Идти до них недалеко,и я отправился.

Дорога отличная,с тротуарами:

Я добрался до места:

На входе толпились люди,шел небольшой дождик,пришлось немного подождать,пока другие вернуться с экскурсии,поскольку одних туда не пускают,поэтому на кассе было пусто,ну что ж, подождем.А пока фото перед пещерами:

Выяснилось,что следующая экскурсия откладывается на полчаса-час в связи с дождем, но я решил подождать. А пока краткая справка о Тавдинских пещерах:

Тавдинские пещеры (или Талдинские пещеры) — массив из большого числа пещер (около 30-ти) карстового происхождения на границе Майминского района Республики Алтай и Алтайского края. Своё название пещеры получили от названия деревни Тавда (именно место этого заброшенного села я посещу далее), ранее располагавшейся неподалеку от этих мест. Протяженность скал с пещерами составляет около 5 км. Входы в пещеры находятся в отвесных скалах и утесах, большая часть из которых легко доступны. В связи с популярностью и большой посещаемостью этого места туристами, некоторые входы даже оборудованы деревянными ступенями, в самые посещаемые туристами пещеры проведён свет. Многие пещеры имеют по несколько входов и соединяются друг с другом, образуя большую взаимосвязанную систему. Вход в легко доступные пещеры оборудован турникетами и является платным.

Пещера под названием «Большая Тавдинская» (другие названия этой пещеры — «Девичьи слёзы», «Тавдинская-1») — это наиболее посещаемая туристами пещера в Тавдинском массиве. Нижние входы в неё находятся в 70-80 м от дороги и видны в просветы между деревьями. Главная галерея довольно просторна и постепенно поднимается. Перепад от самого нижнего входа к высшему составляет 23 метра. На последнем 40-метровом участке, перед самым высшим входом, галерея, возвышаясь, закручивается спиралью, перекрывая свою нижнюю часть и образуя уступ.

Во время археологических раскопок в пещере были обнаружены предметы гончарного производства, рыболовные принадлежности. Найдены также предметы, относящиеся к эпохе бронзы.

Уникальна Тавдинская карстовая арка. Она представляет редкую форму — остаток свода карстового туннеля или пещеры, имевший первоначально вид широкого пролёта — моста, а позднее — арки. Тавдинская арка находится на высоте около 80 метров над уровнем воды реки Катунь. Ширина сквозного отверстия арки колеблется от 3 до 13 метров, высота — от 3 до 5 метров. Свод арки, толщиной 5 метров, покрыт редкой травяной растительностью и соснами. С 1996 г. Тавдинская карстовая арка имеет статус памятника природы.

Наконец-то я дождался экскурсии и подошел со всеми желающими к кассе. Вход в пещеры стоит 100р.Это основная экскурсия,есть еще вроде 4-х часовая. Далее мы прошли через турникет и начали подъем.

Первая пещера,в которую мы зашли- это,конечно, Большая Тавдинская (по другому "девичьи слезы").проход удобный,все освещено:

фонарик,не помешал бы:

Действительно здесь можно жить,маленько прохладно,но довольно уютно. Походили,послушали об их истории,все интересно и здорово!

Далее пошли на Тавдинскую карстовую арку,тоже ничего так,масштабно.Народу полно,не люблю я так,но ничего не поделаешь:

Из-за скопления людей приходиться выжидать,пока все сфотаюся,просить,чтобы отошли,и т.д. Поэтому не люблю такие массовые прогулки. Ну да ладно.

Экскурсия длилась около 40 минут,время быстро прошло.Нужно было возвращаться,ведь еще впереди памятник К.Н.Рериху на берегу Катуни и Айский тракт.

Выйдя на дорогу,я решил пройти до р.Катунь,всего в 100 метрах от дороги соорудили на берегу памятник известному исследователю,путешественнику- К.Н.Рериху. Этот памятник я еще не видел,поэтому решил сходить.Вскоре оказался на берегу. Как всегда, куча народу,все с палочками селфи,пришлось ждать,пока уйдут. Вот сам памятник Рериху :

Великая Катунь:

На другом берегу гремела музыка в стиле Обожекакоймужчина,дым костров,крики и т.д. Отдыхают люди,а я вот выкраиваю время для моих поездок,ну да ладно. вроде все посмотрел,что хотел,теперь на Айский тракт.

Айский тракт- это дорога,соединяющая с.Ая и Бирюзовую катунь. Эту дорогу в асфальтовом исполнении построили в 2010-11 годах, в связи с объявлением Бирюзовой катуни Особой Экономической Зоной, а так же развитием неподалеку игровой зоны Сибирская монета(о ней расскажу в следующих постах).Так же эта дорога стала подарком для таких сел,как Нижнекаянча и Устюба. Да и вдоль этой дороги уже выстроились много турбаз,и даже в одной из них я отдыхал в далеком 2011 году.

Я же отправился из Бирюзовой катуни в сторону с.Ая. Расстояние около 20 км.Дорога вся асфальтирована,имеется тротуар:

Турбазы:

Вдоль дороги растут даже камыши:

тракт петляет:

вскоре подъехал к ККП :

Недавно,видимо,сильный ветер был:

Дорога пустынна,многие не зная,едут по Чуйскому тракту:

Турбаза Талда. Где-то именно здесь располагалась раньше село Тавдушка. В рамках уже другой поездки,я постараюсь найти его остатки и поделиться с вами:

Далее,через несколько км,дорога привела меня в поселок Катунь,озеро Ая,скала Чертов палец.

Поселок КАТУНЬ.Парк-Отель Ая,озеро АЯ ,Чертов Палец.

Прибыл в поселок Катунь.Начиная от с.Ая до самого Старого моста, здесь в летние месяцы не протолкнуться.Еще каких-то 15-20 лет назад,здесь кроме этих сел,ни одной турбазы не было. А сейчас все в базах,кемпингах,даже жильцы сдают комнаты.Здесь имеются кафе, танцплощадки,вроде Империи Туризма,различные закусочные. В общем,место самое популярное. Я сюда езжу иногда просто прошвырнуться,погулять.Просто атмосфера благоприятствует.

Так же предлагают различные экскурсии, сплавы по Катуни,катание на лошадях и квадроциклах :

Шашлыки,рыба,и всякое подобное:

Далее пошел тоже в одно из самых попсовых мест-это озеро Ая.Дорога до него идет от рынка сувениров налево вверх,дорога асфальтирована:

Озеро огорожено со всех сторон.Вход платный,поскольку хозяева парк-отеля давно выкупили землю,и впускают только за деньги. Цена на июль 2016г. взрослый 300р! детский вроде 150.Нормально?! Есть еще несколько турбаз вокруг озера,где можно зайти подешевле,но я не стал искать и пошел к кассам:

Прошел на территорию парка-отеля Ая. все довольно ухожено.

Имеется даже детская зона:

все везде симпатично:

Ну вот и само озеро Ая.Помню,в самый первый раз мы сюда приехали в 1993 году.мне было 11 лет.Всего этого не было,кроме озера,вход был свободным. Зато сейчас все обустроили,сделали пляж,берег,есть прокат катамаранов,лодок,даже на тросу можно спрыгнуть в воду:

Пляж:

Прошелся по территории парка-отеля, что-то строят:

Газоны,дорожки ухожены:

Одна из гостинниц,красиво,ничего не скажешь,и не дешево:

Есть номера и попроще:

Цены в номерах я не помню,можно глянуть на сайте парк-отеля Ая.

Время идет,далее я направился глянуть на мир со скалы Чертов палец.

Это тоже одно из популярных среди туристов мест,она представляет собой выступ в форме пальца,и с этой скалы открываются виды на Катунь и окрестности.

Путь до скалы,по моим подсчетам,около 2 км.Дорога началась в районе кафе Ая вверх:

далее пошла земляная дорога,я двинулся по ней:

Увидел засыхающий пруд Чертов Палец(было написано на табличке):

Все вверх и вверх,виды,что надо:

Скоро прибуду на место:

Вот и сама скала.Подъем к ней затяжной и довольно сложный,но некоторые подъезжают.:

виды открываются замечательные:

Короче,побыл там,посидел,помечтал,понравилось. Так что класс!

Ну вот так,как то. Следующие объекты-это музей Шукшина в с.Сростки,гора Пикет,г.Бийск,его достопримечательности,музей Чуйского тракта и т.д. Всем спасибо и увидемся!
Мне пещеры не понравились - темно, сыро и трудно дышать. Видимо, я не любитель)). Не представляю, как лазить по пещерам четыре часа! А на Бирюзовой Катуни не была. Выглядит, конечно, симпатично, но я люблю более дикие места, где мало людей...
Да,есть такое.надо быть,наверное экстремалом. А все это кольцо охватывает довольно людные места,но и будут малолюдные,типа Лебединного заказника,слияние Бии и Катуни, Дорога на Белокуриху-2. Будет интерестно, обещаю..
В любом случае все эти места интересные)).

П.С. Вы когда ответ на комментарий пишете, нажимайте кнопочку "Ответить". Иначе мне не приходит уведомление о вашем ответе...
Это, похоже, самые пафосные места. Один раз были на Ае. В Бирюзовую Катунь даже и заезжать не стали, уж очень много народа, Вы правильно заметили.

А зачем Вы на объектив голубой фильтр надели? ;)

Да фотик у меня мыльница Сони ,старая вообще ! Скоро поди нормальный фотик возьму ! Баланс белого ,хромает ,согласен!

У меня как старый фотик ломаться стал - тоже стал какую-то голубизну выдавать)).
Да,я замечаю это,в основном,в яркий день. Ну ничего,возьму поди хорошую зеркалку!